Царь ЭДИП

9 августа 2017

Царь ЭДИП

6 сентября в 19:00 - прямая трансляция из театра им. Евгения Вахтангова. Софокл, "ЦАРЬ ЭДИП"

Режиссёр: Римас Туминас
В
главных ролях: Виктор Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев, Евгений Косырев

«Царь Эдип» был поставлен к 95-летию театра совместно с Национальным театром Греции и впервые сыгран прошлым летом в античном амфитеатре на десять тысяч человек. Затем спектакль был перенесён на сцену театра Вахтангова. Участников хора фиванских старейшин играют специально прилетающие в Москву греческие актёры.
Спектакль
вышел стильным и динамичнымпри минимуме декораций и действующих лиц создаётся ощущение масштабности, а зритель становится свидетелем и античной трагедии, и вполне современной истории о хрупкости власти и коварстве судьбы.

Всё в мифе об Эдипе как будто убеждает нас согласиться с тем, что софоклов «Эдип» - трагедия рока. И всё же присмотримся, как Софокл рассказывает этот миф и какие он ставит акценты.
Трагедия начинается с картины мора, поразившего Фивы во время царствования Эдипа. Сам Эдип вначале представлен как славный и доблестный царь, снискавший безграничную власть и уважение подданных. Он, бесспорно, воплощал бы собой образ наивысшего человеческого благополучия, если бы не страшное бедствие родной земли. Со всей решительностью воина и властителя Эдип бертёся за поиски убийцы Лая, ни на секунду не сомневаясь, что сам он совершенно невиновен.
Постепенно, шаг за шагом, от разговора к разговору Софокл показывает, как растут знания Эдипа и одновременно множатся его сомнения, а вместе с сомнениями — раздоры между ним и подданными. Эдип подозревает своё ближайшее окружение в заговоре против себя самого. Физически зрячий, он духовно слеп, тем самым являя собой полную противоположность слепому прорицателю Тиресию.

Постепенно сгущаются неясные подозрения вокруг самого царя Фив и растёт уверенность, что тайну преступления против Лая следует искать в прошлом Эдипа. Когда сомнения на короткое время рассеиваются, Эдип слишком охотно увлекается мыслью о  несправедливости пророчества Аполлна. Поэтому хор в одном из стасимов тревожно восклицает:

Увы! Пророчество о Лае
Бессильны стали. Нет нигде
Почёта ныне Аполлону
Бессмертных позабыли мы.

Но вот в эпизоде с Вестником из Коринфа наступает знаменитая Софоклова перипетия. Весть о том, что правители Коринфа были приёмынми родителями Эдипа, была произнесена с целью порадовать царя, но на деле резко переломила ход действия, приблизив страшный финал. Рассказ пастуха в последнем эпизоде всё проясняет окончательно.
Итак, в начале трагедии Эдип показан как первый из людей, славный царь, выдающийся представитель человеческого рода. В финале же Эдип обнаруживает , что в действительности он — последний из преступников, несчастнейший из смертных. Он совершил одно за другим тягчайшее преступление: запятнал себя кровью отца, осквернил ложе матери и — уже на наших глазах — был ослеплён подозрениями по отношению к близеим, захвачен жаждой власти, прошёл неверие в богов. В финале он в полной мере пережил тяжесть раскаяния от содеянного и сам себя наказал.
Поэтому мы говорим, что «Царь Эдип» - не трагедия рока, а трагедия самопознания. Героизм Эдипа заключается вовсе не в абсурдной решимости воевать с богами и с пророчествами. Во-первых, в  том, что он не отступился от совего расследования даже в тот момент, когда стало ясно, что оно влечёт его прямо в темноту его прошлого и грозит опасными открытиями. Во-вторых, в том, что познав себя и ужаснувшись от тяжести содеянного, Эдип безусловно принял всю свою долю без остатка, жестоко наказал себя и стал жить так, как того требовало совершённое преступление. Из царя он превратился в изгнанника, несчастнейшего из людей, чья жизнь теперь состоит из одних страданий.

Принятие своей доли и вытекающей из неё ответственности — в этом заключена наивысшая мудрость и героизм человека перед богами. Именно эта мудрость и этот тгероизм стали начало нового преображения Эдипа.
Софокл передал это преображение яркой театральной метафорой: вначале Эдип имел зрение, но был духовно слеп в отношении себя самого; в конце он потерял зрение, но прозрел духовно и обрёл пророческий дар. Теперь Эдип — несчастнейший из смертных — будет вызывать не только сострадание, но и бесконечное уважение всех благочестивых людей, которые встретятся на его пути. Там мы найдём Эдипа в последней софокловой трагедии «Эдип в Колоне».

Из разговора с режиссёром Римасом Туминасом:
Трагедия Софокла «Царь Эдип» сегодня звучит как история  об ушедшем поколении, об утраченном человеческом величии. Были люди, умевшие чувствовать себя виновными. В этом умении заключены мудрость и величие человека.
Поколение этих людей ушло. Такими были мои отец и мать. Они всегда помнили о том, что человек в любой момент жизни может оказаться не достойным того места, на которое воздвигла его судьба.
На взгляд из сегодняшнего дня, люди ушедшего поколения относятся к породе древних титанов — огромных существ, чья твёрдость сравнима с крепостью тысячелетних скал. Люди столь крепкой породы были готовы к тому, что важнейшим открытием их жизни могло оказаться внезапное узнавание  о собственном поражении, об унижении, о преступлении, которое они совершили, сами того не желая, по отношению к самому дорогому для них: детям, дому, родной земле...
Сила людей ушедшего поколения заключена ещё и в том, что они были готовы наказать себя за своё преступление. Их чувство вины требовало кары. Они были подсудимыми, и они же были судьями сами себе. Кара, которую они налагали на себя, была тяжелейшей. Прощать близкому, но не прощать самому себе: в этом заключена древнейшая мораль человека, не забывающего о том, что он выглядит не достойным под взглядом небес...
Сегодня таких людей почти нет. Казнить себя за собственные грехи — как это не модно! В наши дни царит чувство тотальной невинности. Если пришло несчастье, то причины его ищут где угодно, только не в себе самом: в соседях, городе, политике, правительстве, стране. Говорят: «если бы я родился в другой семье, или в другой стране, или в другое время, всё было бы по-другому...».
Думаю, главный герой «Царя Эдипа» - не Эдип, а Иокаста. Любящая мать; нежная жена; великая царица; мудря женщина, нашедшая в своей душе, после потери мужа, любовь к герою, спасшему её родину. В Иокасте черпают свою силу и Эдип, и Креонит. Её кара себе самой тяжелейшая. Иначе и быть не могло: за собственное преступление титаны приговаривают себя только к смертной казни.

Софокл
Творчество Софокла запомнилось современникам и потомкам как воплощённая гармония и равноденствие классической трагедии. Софокла всегда ставили посередине между возвышенной строгостью и тяжеловесностью Эсхила и болезненной эмоциональностью, риторической парадоксальностью Еврипида. Так и Аристофан в «Лягушках» говорит о гладкости слога и ясности мысли софокловых трагедий. Но всё же не стоит искать в текстах Софокла равновесия и успокоенности. Напротив, сохранившиеся трагедии показывают, насколько мощно он умел передать дисгармонию человеческой души, её способность впадать в самые крайние, пограничные состояния, которые требуют от человека предельного напряжения сил, чтобы осознать происходящее и начать действовать.
Величайшее мастерство Софокла состоит в умении облечь состояние крайней растерзанности человеческой души в правильную и гармоничную театральную форму, подкрепив сюжет ясными метафорами и символами. В этом суть его уникального дара сочинять сказания для театра. Ещё при жизни Софокл снискал репутацию непревзойдённого сочинителя трагических сюжетов; эта репутация неколебима по сей день.

Аристотель ставил трагедии Софокла в пример всем последующим авторам, потому что именно в них он видел наиболее ясное воплощение сущности трагедии. Лучшим и образцовым произведением трагического жанра Аристотель назвал «Царя Эдипа». Последующие эпохи только упрочили эту репутацию: «Эдип» вошёл в историю как величайшая из европейских трагедий. Воздействие «Эдипа» на всю европейскую культуру огромно.
После ярких дискуссий философов-романтиков в XIX веке, наибольшее влияние обрела интерпретация «Эдипа» как трагедии рока.  Сколь бы ни были велики усилия отдельного человека самостоятельно построить свою жизнь, действовать вопреки несчастливым пророчествам — в итоге всё предречённое обязательно исполнится, и боги покажут тем самым бессилие героя перед лицом судьбы. Героизм человека романтики видели в непокорности пророчествам и богам. Непокорность богам кажется абсурдной в подобных обстоятельствах, и тем не менее дело героя — бунтовать против сил, значительно его превосходящих, пусть его победа невозможна; в этом видели наивысший подвиг, на который только и способен человек.

Начало спектакля в 19:00

Продолжительность
спектакля — 1 час 40 минут без антракта.

Стоимость:
Билеты на 1 ряд - 700 рублей (только при покупке в кинокассах)
Билеты на 2 ряд - 800 рублей (только при покупке в кинокассах)
Билеты на 3 ряд и выше - 900 рублей (он-лайн и в кинокассах)
6 сентября, 19:00, зал 2
Бронирование возможно по телефону 239-93-85.
БРОНЬ СНИМАЕТСЯ ЗА ТРОЕ СУТОК ДО ДАТЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПЕКТАКЛЯ!
БРОНЬ ВЫКУПАЕТСЯ ПО СТОИМОСТИ ДНЯ ПОКУПКИ БИЛЕТОВ!

16+

К ленте событий